(пусто)
Каталог
 
 
   

Запись в студии и дома – ЗА и ПРОТИВ.


Данная статья призвана помочь начинающим музыкантам преодолеть все трудности связанные с записью инструментальной музыки.
Ниже будут освещены преимущества и недостатки записи в студии и в домашних условиях, а также советы по организации домашней студии.


Сразу скажу, что если вы работаете с живыми барабанами, а не с секвенсером или семплами, оптимальным решением будет снять студию. Преимущества студии перед домом очевидны: любая профессиональная студия оборудована лучше, чем обычная домашняя – это касается и оборудования, и мастерства работы со звуком. С другой стороны, за любую студию надо платить, причем недешево, и запись в профессиональной студии – занятие довольно напряженное, особенно для новичков.

Прежде всего нужно определиться, сколько песен вы хотите записать и сколько денег предполагаете на это потратить. От вашего бюджета зависит не только количество записанного материала, но и его качество. 24-канальная запись нескольких дублей займет гораздо больше времени, чем студийная стереозапись "живого" коллектива. Кроме того, она потребует больших финансовых вложений, так как час или смена в студии с дорогим профессиональным оборудованием стоит очень дорого.

Вот примерно то, чего вы сможете добиться, записываясь в студии.

ДВА ТРЕКА - С ОДНОГО ДУБЛЯ
Сразу подготовьтесь к тому, что придется потратить около трех часов на отстройку звука и примерно по часу на запись каждой песни. Естественно, что это довольно напряженный график работы, поэтому не забывайте об отдыхе и делайте перерывы.

МНОГО ТРЕКОВ - МНОГО ДУБЛЕЙ
Обычно в первую очередь записывается ритм-секция – барабаны, бас и ритм-гитара все вместе. Только так можно получить действительно плотное звучание. Затем по одному добавляют сольные инструменты и вокал. Общее правило гласит: чем больше треков, тем больше времени требует запись и сведение. Если вы пишетесь в 24-канальной студии, то одна песня за десятичасовую смену – прекрасный результат.

МНОГО ТРЕКОВ - С ОДНОГО ДУБЛЯ
Выделите два часа на настройку звука – это будет не так сложно, как в первом случае, потому что сведение инструментов будет проходить в конце сессии. Примерно час займет запись одной песни и час – сведение.

Если вы твердо решили записаться в студии, то вам необходимо прочитать следующие правила, в противном случае сразу переходите к разделу "Домашняя студия".

I. ЗАПИСЬ В СТУДИИ
Выбор студии

Представьте себе, что вы выбираете не студию, а музыканта. Поезжайте в студию и послушайте, что в ней записывают и уже записали. Обратите внимание на состояние аппаратуры – неисправная и некачественная техника может стать причиной плохой записи, и в результате ваши деньги и время будут потеряны.
Запись в студии – это большое испытание для молодого музыканта. Каждый участник коллектива должен сконцентрироваться на работе. Заранее позаботьтесь о том, чтобы во время записи в студии не было посторонних и чтобы НИКТО вас не беспокоил (мобильные телефоны лучше отключить совсем). Спросите инженера/продюсера, с какой музыкой он до этого работал. Не секрет, что каждый музыкальный стиль требует определенных навыков, и продюсер, привыкший писать, например, исполнителей country или western, может не справиться с записью thrash metal коллектива. Вы должны ЧЕТКО представлять, за что платите деньги. В цену, указанную в объявлении, может не входить стоимость работы инженера, продюсера, аренды или покупки многоканального магнитофона, кассеты для сведения, копии записи, использования студийных инструментов и т.д. Хорошенько отрепетируйте песни, которые собираетесь записывать. Студия – дорогое удовольствие, так что чем лучше вы подготовитесь к записи, тем продуктивнее будете работать. Выбирайте аранжировки на репетициях, а не на записи.
Убедитесь в том, что все инструменты и приборы, которые могут понадобиться во время записи, в рабочем состоянии. Гитаристы должны ВСЕГДА ставить перед записью новые струны и иметь при себе пару запасных комплектов. Кроме того, хорошо бы принести с собой запасные шнуры, переходники и батарейки (если вы пользуетесь педалью).
Планируйте время заранее. Если вы собираетесь записать несколько песен, сначала отпишите ВСЕ ритм-секции. Постарайтесь объективно оценивать качество работы. Конечно, у каждого музыканта свои представления о музыке. Кто-то не обращает внимания на ошибки, кто-то старается играть аккуратнее. Но, к какому бы типу вы ни относились, НИКОГДА не оставляйте треки, которые вам не нравятся. Помните, что ошибка не даст вам покоя и ПОСТОЯННО будет напоминать о себе. Не слушайте звукорежиссера или продюсера, если он будет говорить вам, что исправит все сведением.

Теперь не мешало бы ознакомиться с основными составляющими студии

МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ
Сердце любой даже самой скромной рекординговой студии – это микшер. Он представляет собой сложный прибор, принимающий, обрабатывающий, направляющий и выводящий сигналы с микрофонов и музыкальных инструментов. Микшерные пульты используются для записи и сведения (микширования).

ЗАПИСЬ
Перед началом записи микрофоны и музыкальные инструменты подключаются к микшерному пульту. Теперь их звучание (уровень громкости, усиления или эквализации) можно изменить с помощью встроенных или внешних цифровых или аналоговых обработок, в том числе компрессора или дилея. После этого сигнал подается на один или несколько каналов многоканального магнитофона.

СВЕДЕНИЕ
По окончании записи каждый канал магнитофона коммутируется с отдельным каналом пульта. Сигнал можно изменить или переместить в стереоспектре. Затем звуки с разных дорожек совмещаются. Большинство современных микшеров обладает достаточной "пластичностью" и позволяет записывать и сводить инструменты, не переключая их по несколько раз.

КОМБИНИРОВАНИЕ КАНАЛОВ
Микшерные пульты способны группировать разные входные каналы. Это можно использовать, например, тогда, когда нужно одинаково обработать несколько инструментов: записанные на отдельные треки инструменты сбрасываются на пару "общих" каналов, и их характеристики можно менять одним фейдером. Например, трек барабанов можно собрать из шести отдельных дорожек. Когда все отдельные сигналы эквализованы, их можно объединить в стереогруппу, а теперь громкость барабанов регулируется одним фейдером. Аналогичным образом объединяются вокальные и струнные партии.

Коммутация
Входы в микшерный пульт обычно представляют собой разъемы типа джек (jack) или XLR. Более дешевые модели могут иметь разъемы phono, т.е. четвертьдюймовые джеки (l/4-jack). Разъемы делятся на симметричные и несимметричные. Четвертьдюймовые и моноджеки, которые используются в домашних hi-fi системах, несимметричны. Это самый простой тип разъемов, когда сигнал передается по одному проводу, окруженному заземленной изоляцией. Гитарные шнуры и шнуры эффектов также несимметричны. Симметричные разъемы предназначены для двухканальной передачи сигнала. Микрофоны и дорогая профессиональная аппаратура обычно коммутируются симметрично. Если у вас есть возможность выбора, выбирайте симметричную коммутацию – сигнал будет чище.

МИКРОФОННЫЙ / ЛИНЕЙНЫЙ ВХОД
Выход любого электросигнала согласуется по сопротивлению, которое измеряется в омах. Несмотря на то, что у каждого прибора свое сопротивление, вся аппаратура подразделяется на две категории: микрофонный уровень и линейный. Микрофоны – приборы с низким сопротивлением, обычно около 250 ом. Сопротивление стандартных линейных выходов других приборов, например, процессоров эффектов или электронных клавишных инструментов, намного выше – кило Омы (кОм). Все микшерные пульты обладают способностью адаптировать сопротивления. Происходит это на входах. Для этого на пультах имеются переключатели "mic/line" и контроллер "gain" или "trim-pot". Помимо этого уровень сигнала регулируется также фейдером громкости.

ЭКВАЛИЗАЦИЯ
Термин "эквалайзер" ("EQ") обозначает изменение частотных характеристик сигнала. Это можно сравнить с регулировкой тембра звука с помощью ручек "Bass"/"Treble" на hi-fi системе. Правда, возможности эквалайзера на микшерных пультах значительно больше. Спектр звука – слышимый сигнал – делится на несколько полос, в каждой из которых можно по желанию поднять или срезать определенные частоты. Чтобы срезать или поднять определенные частоты, эквалайзер определенным образом настраивается – это называется "параметрическая эквализация". Кроме того, есть эквалайзеры с уже установленными характери­стиками – они называются "shelved EQ". Работа с эквалайзером – искусство, требующее опыта. Звук можно изменить до неузнаваемости, но большинство профессионалов предпочитают использовать эквализацию более практично – чтобы "уплотнить" звук или срезать раздражающие частоты.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
Несмотря на то, что дорогие профессиональные пульты оснащены встроенными процессорами эффектов – компрессор, шумоподавитель (noise gate), – в работе чаще всего используются внешние модули обработки (например, ревербератор или дилей). Принцип коммутации процессоров эффектов прост: каждый пульт имеет дополнительные "посылы" и "возвраты", к которым можно подключать внешние обработки (используя гнезда "входа" и "выхода" соответственно). Контроллер позволяет регулировать уровень сигнала, подаваемого в процессор эффектов. Выход обработки соединен с "возвратом" пульта – здесь происходит объединение оригинального чистого и обработанного сигналов.

ПАНОРАМА
Контроллер панорамы "pan" позволяет перемещать сигнал внутри стереоспектра: повернув ручку влево, вы добьетесь того, что сигнал будет идти через левую колонку. Если вы работаете со стереосигналом, то для достижения эффекта стереоканалы должны быть разведены максимально широко. Если оба сигнала подаются в центр, получается эффект монофонического звучания.

ФЕЙДЕР ГРОМКОСТИ (VOLUME FADER)
Фейдер громкости представляет собой скользящий потенциометр, управляющий общей громкостью канала: чем выше ручка, тем громче сигнал.
Фейдер громкости используется одновременно с контроллерами "gain", регулирующими уровень сигнала на отдельных каналах. Если уровень входного сигнала слишком высок, появляется искажение – дисторция. Фейдер громкости в этом случае не исправит ситуацию – он просто снизит общий уровень искаженного сигнала. Чтобы этого не произошло, нужно отдельно отрегулировать уровень сигналов на каждом канале.

II ДОМАШНЯЯ СТУДИЯ
В этом разделе приведены способы записи гитары, а также я дам советы, как организовать домашнюю студию.
Для начала рассмотрим микрофоны, которые потребуются вам при записи вокала и инструментов. Существуют следующие типы микрофонов:

Динамичиский микрофон

ДИНАМИЧЕСКИЕ МИКРОФОНЫ

Динамические микрофоны (микрофоны с подвижным элементом) представляют собой катушку, присоединенную к диафрагме, которая окружает магнитную капсулу. Когда звук, – который является, по сути, движением воздуха – ударяет в диафрагму, катушка колеблется, и появляется электрический ток. Динамические микрофоны пользуются такой популярностью потому, что очень удобны на выступлениях, многофункциональны и довольно прочны. Их часто используют и в студии для усиления звучания инструментов.

Конденсаторные микрофоны

КОНДЕНСАТОРНЫЕ МИКРОФОНЫ

Большинство известных дорогих моделей, в том числе и классический Neumann U87 – конденсаторные микрофоны. Их диафрагма покрыта тонким слоем металла. Между металлическими деталями создается электрическое напряжение, изменяющееся в зависимости от давления на диафрагму. Все конденсаторные микрофоны оснащены встроенным микрофонным предусилителем, регулирующим силу сигнала. Он питается от батареек или от фантомного питания, встроенного в большинство микшеров.

PZM микрофоны

МИКРОФОНЫ "PZM"

Микрофоны "PZM" нельзя отнести ни к одной из перечисленных выше категорий. Это микрофоны, передающие параметры окружающего пространства и состоящие из передатчика, присоединенного к металлической пластине, которая крепится на стену или другую вертикальную поверхность. Микрофоны "PZM" используют парами – это позволяет добиться эффекта стерео. Затем полученный сигнал смешивается с "чистым" сигналом.

Независимо от своих качеств, любой микрофон оснащен чувствительным элементом, от которого зависит направленность или радиус действия микрофона. Некоторые микрофоны имеют переключатели характеристик направленности. Широконаправленные микрофоны улавливают сигналы со всех направлений. Как изображено на схеме справа, независимо от того, в какую сторону направлен микрофон, сигнал он ловит одинаково хорошо. Эта технология используется в большинстве студийных микрофонов, когда источник звука подвижен. Узконаправленные микрофоны рассчитаны на то, чтобы ловить звук, поступающий из одной точки. Наиболее распространенная кардиоидная диаграмма направленности называется так потому, что напоминает по форме сердце. Как показано на схеме, наиболее сильный сигнал поступает в этом случае спереди, наиболее слабый – сзади. Есть несколько видов кардиоидных диаграмм направленности, однако принцип работы их всех одинаков. Использование кардиоидных микрофонов позволяет записать сигнал без посторонних шумов, т.е. вокал без звуков окружающих инструментов или звук каждого барабана без примеси звучания соседних. Однако кардиоидные микрофоны требуют, чтобы источник звука оставался неподвижным. Если, например, вокалист во время исполнения отклоняется влево–вправо, чувствительные кардиоидные микрофоны передадут разницу в громкости звучания.

ЗАПИСЬ ГИТАРЫ
Ниже приведены рекомендации по расположению микрофона от источника звука. Далее пойдет речь о записи акустической и электрогитар. Мне хотелось бы сразу сказать, что жестких правил, как и в игре на гитаре, не существует. Все, о чем пойдет речь ниже, – лишь рекомендации. Не бойтесь экспериментировать, ведь только так вы добьетесь того звука, к которому стремитесь.

БЛИЗКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОФОНА
В зависимости от места расположения микрофона относительно источника звука можно добиться разных эффектов. В студии чаще всего используется метод под названием "близкое снятие". При этом микрофон располагается на расстоянии 5–45 см от музыкального инструмента или вокалиста, и звук получается наиболее точным, поскольку окружающие второстепенные шумы – естественные шумы, возникающие при отражении звуковых волн от стен и потолка, – в радиус охвата микрофона не попадают. Из-за отсутствия естественной реверберации получившаяся запись может звучать неестественно, и впоследствии реверберацию придется добавлять.
Со временем вы почувствуете, что для того, чтобы изменить характеристики звука, достаточно сдвинуть микрофон всего лишь на 5–10 см. Приближаясь и отдаляясь от микрофона, можно добиться неожиданных результатов, хотя есть несколько правил, о которых не стоит забывать, устанавливая микрофон. Во-первых, по мере удаления микрофона от источника звука уменьшается не только громкость сигнала, но и низкие частоты. Во-вторых, громкость звука вовсе не обязательно будет изменяться постепенно – это зависит от чувствительности микрофона, и на расстоянии от 30–60 см громкость сигнала может радикально различаться.

УДАЛЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОФОНА
Этот прием подразумевает расстояние между микрофоном и источником звука от метра и более. Когда источник звука расположен на расстоянии от одного до трех метров от микрофона, звучание инструмента получается естественным, поскольку сочетается с характеристиками окружающего помещения. Того же эффекта можно добиться, используя разнонаправленный микрофон.

АМБИЕНТНОЕ ЗВУЧАНИЕ
Это сигнал возникает в том случае, когда микрофон установлен на расстоянии более трех метров от источника звука и снимает отраженные звуки в помещении.

Запись акустической гитары
Традиционно принято устанавливать микрофон рядом с отверстием резонатора – здесь звук на самой громкой точке. Перемещая микрофон вдоль струн, можно изменить частотные характеристики звучания инструмента: перемещая его по направлению к подструннику (подставке), вы добавите низких частот, сместив микрофон ближе к грифу – высоких. Расположение микрофона определяется в какой-то мере стилем музыки.
Одна из возможных проблем – разница уровня громкости. Большинство новичков имеет слабое представление о динамике игры, а работа в студии требует большей точности и аккуратности, нежели живые выступления на сцене.

Запись электрогитары

Снятие звука с динамика
Принимая во внимание тот факт, что гитара, оснащенная звукоснимателями, как и любой другой электронный инструмент, издает электроимпульс, ее можно подключать непосредственно к микшеру. Этот способ записи заметно облегчил процесс; он называется "запись в линию". Но в таком случае вы не получите настоящего гитарного звучания, т.к. в записи будут присутствовать частоты, которые не характерны для гитарного звука, в результате звук будет "песочным".
Усилитель является неотъемлемой частью звучания, поэтому очень часто снимают звук с динамика. Но, как вы увидите далее, это не единственный способ добиться желаемого результата.
Самый простой способ снять звук с динамика – установить однонаправленный микрофон прямо напротив него на расстоянии 5–15 см. Если динамика сигнала различна, попробуйте вставить в цепь компрессор: чтобы выровнять чистый сигнал, степень компрессии должна быть примерно 2:1, если сигнал поступает с сильной дисторцией, можно увеличить ее до 8:1.
Второй, более сложный вариант записи гитары с динамика – это установить второй микрофон над первым, так чтобы он был направлен вниз под углом 45 градусов. При этом звук, снятый каждым из микрофонов, будет несколько отличным. Оба сигнала нужно объединить с помощью микшера и записать на один канал. Если у вас достаточно свободных каналов, их можно записать и отдельно, а затем найти оптимальное сочетание во время сведения.

СПИКОСИМУЛЯТОРЫ
Несмотря на то, что мало кто из опытных гитаристов соглашается записываться, подключая инструмент напрямую к микшеру, спикосимулятор моментально завоевал сердца профессионалов. Это обработка звука, когда гитара подключается к выходу усилителя и микшера. Некоторые модели оснащены дополнительными эффектами, позволяющими создавать различные варианты звуков. У спикосимулятора есть ряд особенностей, полезных, в первую очередь, для домашних студий. Одна из них – подавление побочных шумов. Для того чтобы добиться эффекта перегрузки на мощном ламповом усилителе, необходимо работать на очень большой громкости. В замкнутом пространстве это может привести к возникновению обратной связи, а используя спикосимулятор, вы избавляетесь от этой проблемы. Кроме того, вы можете контролировать качество звука на записи.

Организация домашней студии
Оборудуя домашнюю студию, музыканты очень часто упускают из виду значение окружающей среды. Будущие владельцы дорогих студий звукозаписи нанимают дизайнеров, в задачу которых входит оборудовать помещение таким образом, чтобы музыкантам было комфортно и приятно работать и чтобы результат не вызывал сомнения. Безусловно, позволить себе такую роскошь может не каждый. Оборудуя студию, нужно решить две проблемы. Во-первых, шум, который мешает вам (например, шум транспорта), и, во-вторых, шум, который мешает окружающим (соседи вряд ли будут счастливы просыпаться по утрам под звук барабанов).
Вторая проблема – акустика помещения. Все особенности помещения, начиная с его формы и заканчивая расположением предметов, оказывают влияние на качество звука. Вы, наверное, замечали, что достаточно убрать из комнаты ковер, и голоса начинают резонировать. На записи все это прекрасно слышно: от особенностей помещения зависит работа микрофона и, соответственно, качество записи.

СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ АКУСТИКИ
Перед тем как покупать оборудование, ответьте на несколько вопросов. Во-первых, что вы хотите получить в итоге? Если вам нужен "ноутбук" для работы дома, то вполне хватит обычной портастудии. В этом случае вам вовсе не нужно специальное помещение. Поработав, вы просто отключите аппаратуру и спрячете ее в шкаф. Если вы собираетесь заниматься чем-то более серьезным, придется потрудиться. Оптимальное помещение для записи звука – открытое пространство, в котором звуковым волнам не от чего отражаться; это необходимое условие для получения действительно "чистого" звука. Естественно, это условие невыполнимо. В профессиональных студиях делают многослойные стены из материалов, поглощающих различные области звукового спектра. Это дорогое удовольствие, которое может позволить себе далеко не каждый владелец (или потенциальный владелец) домашней студии. Вообще, даже самая простая звукоизоляция потребует от вас определенных вложений – сил, времени, денег. Звукозапись в домашних условиях подразумевает под собой целый ряд проблем, которые вам придется решать.

ОТРАЖАЮЩИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Основная проблема домашней звукозаписи связана с поверхностями, отражающими звуковые волны. Наша цель – добиться наиболее чистого или "сухого" звука, поэтому для начала пол, стены и потолок нужно покрыть звукопоглощающими материалами. Проще всего обить комнату коврами: в любом ковровом магазине можно дешево купить обрезки ковров. Это экономичный и эффективный способ исправить акустику помещения. Другой материал, идеально подходящий для звукоизоляции, – картонные упаковки для яиц. Самих по себе коробок будет уже достаточно, но еще лучше, если между ними и стенами вы проложите слой полистирола. Если жилая площадь не позволяет вам выделить под студию отдельную комнату и придется совмещать музыку с домашними делами, не стоит делать серьезный ремонт. В этом случае будет достаточно повесить вдоль стен плотные шторы, например из холста, – этой изоляции будет вполне достаточно.

ПРОБЛЕМА СЛЫШИМОСТИ
Если вы планируете записывать несколько "живых" инструментов одновременно, нужно заранее позаботиться о том, чтобы звук одного инструмента не попадал в радиус микрофона, подзвучивающего другой. В крупных студиях для этого монтируются специальные отдельные кабинки, но в нашем случае можно обойтись плотными ширмами – ветрозащитой. Преимущество ширм заключается еще и в том, что по желанию их можно переносить в любое место, расширяя и сужая помещение. Безусловно, полной звукоизоляции в этом случае вы не получите, но качество звука все равно будет довольно приличным. На иллюстрации показано, как с помощью ширм изолировать музыкальные инструменты. Другой несложный способ изоляции отдельных инструментов – прибить к потолку карниз и вешать на него плотную штору. В отличие от помещений, в которых обычно расположены полупрофессиональные студии, жилые дома разбиты на довольно маленькие комнаты, поэтому, если у вас есть длинные шнуры, инструменты можно записывать одновременно, посадив музыкантов в разные комнаты, тем более что у каждой из них будут свои акустические особенности.

ИЗОЛЯЦИЯ
Следующие рекомендации помогут вам заглушить лишние шумы (к сожалению, избавиться от них полностью нельзя). Если вы живете не в отдельном доме, а в квартире, то посторонних шумов не избежать – если, конечно, вы не построите внутри комнаты еще одну. Что касается шума, который может мешать соседям, то у вас нет другого выхода, кроме как приглушить звук или переехать в другое место. Я ни в коем случае не хочу отпугнуть вас! Все, о чем мы говорили ранее, призвано помочь вам. Добавлю, что многие музыканты, записывающиеся дома, вообще не задумываются об акустике и подобных вещах и при этом очень довольны результатами своей работы. Честно говоря, если у вас в комнате ковер, а окна закрыты довольно плотными шторами, МОЖНО добиться хорошего качества записи.

Оборудование домашней студии
На качество звука и работу оказывает большое влияние то, насколько эргономично в студии расположена аппаратура. Честно говоря, мало кто из нас может сразу сказать, что ему нужно для того, чтобы чувствовать себя комфортно, – понимание приходит со временем. Соответственно, речи о каких-либо жестких правилах быть не может. И все-таки есть один момент, который требует уточнения, – это расположение студийных мониторов.
Пространство между мониторами принято называть акустической базой. Для того, чтобы получить качественное сведение, инженер должен сидеть в центре базы. В идеале мониторы должны располагаться на высоте ушей: если они выше, можно направить динамики немного вниз и получить правильное звучание. Что касается расположения музыканта относительно мониторов во время записи, то это не имеет никакого значения – лишь бы он себя слышал. На иллюстрации акустическая база показана желтым, в ней отмечена область, где должен сидеть инженер сведения.

МОНИТОРЫ
Если вы решили оборудовать домашнюю студию, будьте очень внимательны в выборе мониторов. При ограниченных финансовых возможностях музыканты зачастую останавливают свой выбор на обычных колонках hi-fi, которые действительно можно использовать для записи. Однако для сведения они не подходят. Студийные мониторы отличаются "сухим" и "плоским" звучанием.
Даже если вы работаете в профессиональной студии с десятифутовыми (трехметровыми) колонками перед микшерным пультом, вас поразит, как много делается благодаря маленьким "ближним" мониторам, расположенным на расстоянии всего нескольких дюймов от микшера. Независимо от того, сколько комплектов колонок находится в вашем распоряжении, в каждой домашней студии должны быть ближние мониторы. (Если же музыка предназначается для конкретных целей (например, для телевидения или клубов), то очень важно использовать колонки соответствующих размеров и типов.) Ближние мониторы дадут вам наиболее точное представление о том, как композиция будет звучать в итоге. Сводить материал можно и в наушниках – они помогут вам добиться оптимального стереозвучания.
Используя наушники или мониторы hi-fi, тоже можно получить качественную запись, но вероятность этого очень мала. Дело в том, что, если, например, у колонок мало низов, вы добавите низкие частоты, которые на другой акустической системе "вылезут".

РЭКИ
Большинство приборов для домашних студий – не только цифровые обработки, но и магнитофоны, гитарные усилители, динамики и MIDI-экспандеры – предназначены для установки в стандартные девятнадцатидюймовые рэки. В документации эти аппараты обозначаются буквой "U", а размеры рэковых стоек выражаются в количестве "U". Рэковые стойки практичны и удобны. Обычно они вмещают от 6 до 20 "U" (т.е. приборов), однако если вы решили использовать рэки большего размера, убедитесь, что прикрутили ролики – иначе вы не сможете сдвинуть их с места. Найдите для рэка оптимальное место. Конечно, все эти мигающие лампочки очень эффектно смотрятся у стены, но от стойки не будет никакого прока, если вы не сможете подобраться к ее задней части, где находятся все разъемы.
Если вы собираетесь часто возить аппаратуру с собой – например, записываться в разных местах, – купите "дорожный" рэк, который можно разложить в студии и также быстро собрать в случае необходимости. Хочу сразу предупредить вас, что одному человеку тяжело переносить рэки больше 6 "U".

План домашней студии

Изображенная студия рассчитана на одного человека. Стул на колесиках позволяет быстро добраться до всего, что может понадобиться – микшера, рэка с обработками, клавишных инструментов и компьютера. Основные приборы расположены между мониторами. В двухметровый девятидюймовый рэк установлены ADAT, DAT, компрессор, нойз-лимитер, цифровые эффекты, гитарный усилитель, спикосимулятор, восьмиканальный цифровой жесткий диск, два семплера и приборы MIDI расширения. На стойке А установлена MIDI-клавиатура, драммашины, компьютерная клавиатура и мышь.

И в завершение всего выше сказанного коротко о главном.
План схема студииЕсли все вышесказанное заставляет вас задуматься, стоит ли игра свеч, следующие несколько рекомендаций помогут вам как новичку решить возможные проблемы.
1. Записывайтесь в "приличное" время.
2. Работайте на низкой и средней громкости.
3. Плотно закрывайте двери и окна.
4. Попробуйте использовать секвенсорные барабаны. Никто не говорит, что они могут сравниться с живыми, но их можно записывать в тишине.
5. Для записи гитары в линию используйте спикосимулятор. Он так же будет полезен при работе с ламповым усилителем, потому что в этом случае, чтобы добиться качественного звука, приходится работать на большой громкости. Спикосимулятор позволяет включать усилитель на максимальную громкость и получать при этом тихий сигнал.
6. По возможности работайте в студийных наушниках.
7. Если вы используете стандартный многоканальный формат, например ADAT, почему бы не отдавать материал на сведение в студию? Записывать материал вы будете дома (при этом ваше время не ограничено), а сводить – на профессиональной аппаратуре. При этом вам не нужно думать о том, не слишком ли вы шумите.

Теперь вы располагаете достаточной информацией, чтобы сделать оптимальный выбор и приступить к записи своих шедевров!
Желаю удачи в этом нелегком деле!

 
Заказ по телефону
(3812) 599-456